Дракон ворочается

Под заголовком «Новая веха большого пути» газета «Жэньминь жибао» опубликовала передовую статью, приветствующую успешное завершение китайской марсианской экспедиции и возвращение на Землю экипажа пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-Марс-2».

В передовой статье отмечается, что вслед за успешным завершением первого полета пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-Марс-1», благополучно возвратился «Шэньчжоу-Марс-2», который пилотировали пять китайских космонавтов. Экспедиция успешно высадилась1 на поверхность Марса и провела там серию важных научных экспериментов2. Это великое свершение еще раз показало всему миру, что китайский народ волевой, преисполненный целеустремлённой уверенности и способный взобраться на вершину науки и техники.

Успешное завершение полета пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-Марс-2» ознаменовало важный шаг Китая на великом пути исследований космоса. Это новая великая веха развития новейших технологий, значительное достижение Китая в реформе, открытости и социалистической модернизации, очередной блестящий успех китайского народа, неуклонно стремящегося вперед в самостоятельных инновациях, говорится в передовице.

В течение более 30 лет реализации проекта пилотируемого космического полета к Марсу, под правильным руководством ЦК КПК, Госсовета КНР и Центрального военного совета, в результате полного развертывания огромного преимущества социалистической системы, позволяющей сделать большое дело сосредоточенными силами, были совершены один за другим прорывы, имеющие вековое значение, что служит огромным импульсом к дальнейшему наращиванию экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны, а также силы сцепления китайской нации, продолжается в передовой статье.

Научные исследования не знают предела. Пилотируемая космонавтика является одним из направлений новых и высоких технологий в мире, бросающих наиболее острые вызовы. С запуском космического корабля «Шэньчжоу-Марс-2» Китай, опираясь на свои силы и самостоятельные инновации, сделал важный шаг в развитии пилотируемых космических технологий, овладел рядом ключевых технологий с самостоятельным правом интеллектуальной собственности, достиг или даже превысил передовой мировой уровень в некоторых важных технических сферах, выковал и подготовил многочисленные высококачественные кадры, которые могут стоять на переднем краю мировой науки и техники, смело совершать новаторство. «Мы должны всемерно претворять в жизнь стратегию возрождения страны за счет науки и образования, твердо придерживаться курса на самостоятельное новаторство, смело стоять на авангарде мировой науки и техники, влить могучую движущую силу в реформу, открытость и социалистическую модернизацию», подчеркивается в передовой статье.

В статье так же отмечается, что совместная китайско-индийская лаборатория космических технологий объявила об успешных испытаниях новых двигателей, разработанных в рамках программы сотрудничества двух держав в данной области на государственном уровне. Китай намерен в ближайшие 3 года разработать космические корабли нового поколения, в которых будут использоваться эти двигатели, характеризующиеся высокой эффективностью, низкой себестоимостью и мощной тягой. Такие корабли позволят успешно реализовать планы исследований спутников Юпитера и Сатурна с целью дальнейшего их освоения. Но прогресс космических исследований, на который нацелен весь Китай, ведёт великий китайский народ ещё дальше, за границы Солнечной системы. Столь смелые устремления отнюдь не являются пустой фантазией, отмечается в передовице. Успехи на поприще пилотируемой космонавтики, общее научно-техническое развитие и состояние китайской экономики позволяют всерьёз задумываться об организации настоящей межзвёздной экспедиции.

Дальнейшее развитие космической программы КНР невозможно без расширения постоянного присутствия на орбите. В связи с этим Госсовет КНР провозглашает начало проекта по строительству новой и постоянно действующей научной станции в космосе. Эта база будет промежуточным этапом в программе освоения спутников Юпитера и Сатурна и она же станет той ступенью, с которой великий китайский народ шагнёт к звёздам.

Китайский народ и впредь готов вместе с народами других стран бок о бок продвигаться в освоении и использовании космоса, заявил председатель КНР Шэнь Хайшэн на торжественном собрании, посвященном успешной реализации китайского проекта по исследованию Марса. Глава государства подчеркнул, что Китай твердо придерживается курса на мирное использование космоса и выражает готовность к активному участию в международном сотрудничестве в этой сфере.

Безграничное космическое пространство является всеобщим достоянием человечества. Китай проводит космические научные эксперименты и технические опыты полностью в мирных целях, внося вклад в дело науки и мира человечества. Успешное завершение пилотируемого космического полета «Шэньчжоу-Марс-2» в полной мере продемонстрировало твердую решимость китайского народа в мирном использовании планет Солнечной системы, открыло широкую перспективу для развития космонавтики Китая и мира. Китай готов вместе с мировым народом рука об руку продвигаться вперед во имя мирного использования космоса, неизменно придерживаться правильного направления мирного освоения и использования космических пространств, продолжать совершать новые прорывы в пилотируемых космических технологиях, внести должный вклад в содействие непрерывному научно-техническому прогрессу человечества и высокому делу мирного развития на планете, заявил председатель КНР Шэнь Хайшэн на торжественном собрании, посвященном успешной реализации первого китайского проекта по исследованию спутников Юпитера. Глава государства подчеркнул, что Китай твердо придерживается курса на мирное использование космоса и выражает готовность к активному участию в международном сотрудничестве в этой сфере. Председатель КНР Шэнь Хайшэн призвал развивать дух космонавтов и превратить успешное завершение полета пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-Марс-2» в могучую движущую силу для продвижения реформы страны, тесно сплотиться вокруг ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Шэнем Хайшэном, всесторонне претворять в жизнь научное понимание развития, способствовать социально-экономическому гармоничному развитию, вписать новую страницу в историю развития космонавтики, науки и техники Китая, упорно бороться за осуществление великой цели всестороннего строительства среднезажиточного общества и великого возрождения китайской нации. Этими воодушевляющими и поистине великими словами и завершается передовица.

***

Кейн уже второй час сидел перед тридео, просматривая земные новости и поглощая кофе кружками. Лилит валялась на кровати, читая древнюю наивную книжку про покорение венерианских джунглей. Наконец, Кейн выключил тридео, со вздохом откинулся в своём «трофейном» противоперегрузочном кресле и произнёс:

- А ведь узкоглазые прекрасно умеют прятать правду среди фантиков. И не придерёшься — вроде сказано всё верно, но фиг поймёшь, о чём шла речь на самом деле.

Лилит перевернула страницу и хмыкнула, рассматривая картинку.

- Хм? И о чём же она шла?

- Да всё о том же самом. Они нам типично по-китайски говорят: не одни вы такие умные. Похоже, они тоже в курсе.

- Полагаешь?

- Я почти уверен. А точно буду уверен, когда увижу, что же они на самом деле строят во второй точке3. Научная станция, как же. Если мои подозрения верны, то там они будут действительно строить корабль для очередной экспедиции, но не к Юпитеру или Сатурну, а намного, намного дальше. А вся эта трескотня про Марс и прочие планеты только для отвода глаз, скорее всего они там тестируют технологии для звездолёта. Заметь, они уже тестируют, а мы только раскачиваемся... К чему такая спешка? Прилетели на Марс и сразу улетели. И эти грозные обещания разработать новые корабли за три года – всё это не просто так. Там ведь тоже понадобятся мощные двигатели для полётов от планеты к планете, посадочные аппараты и всё такое... Если, конечно, им повезёт найти систему, где планеты есть и на них можно садиться. Но, думаю, им повезёт — они же китайцы.

- А зачем бы им вот так рассказывать про всё это? Какой резон?

- Не знаю. Может быть, так выглядит просто тщеславие их боссов, мол, «смотрите, бледнолицые лунатики, как мы умеем!». Или хотят поддать нам под зад, чтобы мы тоже побыстрее шевелились. Причём в этом будет интерес и для них — если мы изобретём что-нибудь интересное, то это можно будет слямзить.

- Слушай, а может... ну это... как-то договориться с ними? Объединить усилия? Ведь так полегче будет и нам, и им.

- Ага, договориться. Ты всё-таки попридержи свой безудержный идеализм. Объединиться, конечно, было бы проще, но в таком случае на звездолёте, построенным китайцами вместе с нами, полетели бы одни китайцы — вспомни, кстати, кто и как живёт в бывшей Сибирской Республике. Там вот тоже хотели «договориться» и «объединиться»... Нет, нам такой вариант вряд ли подойдёт.

- Да уж.

Лилит зевнула, прикрыв книжкой рот.

- Ой, ладно, умник, ты спать-то когда ляжешь?

Кейн понял намёк правильно.

***

Наверное, приятно убедиться в том, что ты предвидел ход событий задолго до того, как шестерёнки истории сцепились друг с другом. Но это если рассуждать обобщённо, не вдаваясь в детали. А вот когда начинаешь вдаваться, тогда радость куда-то уходит, оставляя пустоту, в которую тихо сочится предательское отчаяние. Ты понимаешь, что задачу, решение которой ты ранее представлял себе так чётко и ясно, на самом деле решить вряд ли возможно. Осознаёшь во всей безжалостной ясности, что каждая распутанная проблема порождает кучу новых, и чем дальше продвигаешься, тем они становятся всё сложнее и сложнее, а на поиск решений остаётся всё меньше и меньше времени. И что если опустить взгляд с небесных высей на Землю, то обнаруживается ещё масса препятствий, самым гнусным из которых является банальная нехватка финансов. В этом мире действует простой принцип: дармовой закуски не бывает. Что на Луне, что на Земле. Если что-то выглядит бесплатным, то оно всё равно потребует какой-то оплаты. И если не сейчас, так потом. И, может быть, совсем не деньгами.

Чем дальше продвигаешься по пути безнадёжной затеи, тем сложнее даётся каждый шаг. Но надо идти.

Надо.

1 Космонавты экспедиции Шэньчжоу-Марс-1 на поверхность Красной планеты не садились, за неименем работоспособного посадочного оборудования. В их задачу входило достижение Марса, спуск роботизированной мини-лаборатории и торжественное возвращение домой.

2 Самый важный из которых, пожалуй, это само возвращение – китайцы решили не экономить на топливе, как Первая Марсианская, поэтому смогли стартовать, не дожидаясь благоприятных условий.

3 Имеется в виду вторая троянская точка. «Циолковский» висит в первой, которая обгоняет Луну. Китайцы заняли вторую, от Луны отстающую.