World Digest

Шайни Уолш, первый ребёнок, родившийся на Луне, жива-здорова, работает в транспортной службе, готовится к замужеству, и, как и большинство остальных «лунных детей», родившихся с тех пор, не считает себя чем-то экстраординарным. Почувствует ли себя экстраординарным кто-нибудь из тех людей, что сейчас готовятся к «глубокому сну» на борту этих двух строящихся левиафанов, если его вообще когда-нибудь разморозят? Будут ли последователи у парализованного Джеффри Маннергейма, мозг которого соединён с компьютером, что позволяет ему пилотировать космический корабль так, как недоступно обычным пилотам? А сколько ещё своих органов для пересадки будет продано жителями бедных стран? А сколько искусственных органов будет имплантировано другим людям?

Количество вопросов растёт с каждым годом, но ответ на них дать не так просто. Порой жизнь подсовывает сценарии всё более невероятные, чтобы мы удивились глубине человеческого свободного падения. Прп. Варсануфий Великий говорил: «Хороша свобода, соединённая со страхом Божиим» - к сожалению, в наши дни этого соединения чаще всего нет.

Некий гражданин США пришёл в компанию, разрабатывающую лунные рудники, с просьбой предоставить ему в безраздельное пользование оставленный рабочими карьер, чтобы он мог там построить «храм Космоса». А поскольку все знают, что живем мы в «эпоху космических полетов» и замечательных успехов астрофизики, то такие деятели кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово «Космос» они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них - это мир внеземных духов, «космическая иерархия» и прочие оккультные игрища. И исследовать этот «Космос», по их мнению, нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, «голосов» и «видений». Что же на самом деле он хочет там построить?

Другой случай. Некая компания ведёт разработки имплантируемых нанобиополимеров, эффективно задерживающих ультрафиолетовые лучи – якобы для защиты от рака кожи, какая благая цель! На деле оказывается, что эти полимеры должны синтезироваться прямо в коже человека специальными искусственными бактериями. Налицо эксперименты на людях, причём с непредсказуемыми последствиями. Тут и до непосредственного вмешательства в геном недалеко! Свобода ли это? Или такие компании хотят сделать из людей послушных рабов-биороботов с дубовой шкурой?

Или пресловутые нейроимпланты, якобы призванные расширить возможности человеческого разума. А что на самом деле? Они порабощают умы, включая своих обладателей в огромную сеть, где размывается индивидуальность и воля человека, заменяясь на программное обеспечение! Человек больше не принадлежит себе, он становится просто носителем своего электронного ярма. И нет гарантии, что где-то не сидит ещё один представитель ещё одной компании с кнопкой под рукой – и стоит ему нажать на эту кнопку, как все «расширенные» умы станут послушны его воле.

Ещё два десятилетия назад о таких случаях можно было прочесть разве что в фантастических романах-антиутопиях, и лишь в том случае, если автор увлекался описанием мелких подробностей жизни далёкого будущего. Но теперь подобные истории вплетаются в естественную жизнь простых людей, превращая периферийные прежде дисциплины научной этики в тему для пылких споров, правительственных решений и церковных конференций. Прошло чуть больше ста лет с момента открытия функций ДНК, а человек уже замахнулся на самую великую тайну – творение жизни. И думает при этом, что подобные посягательства останутся безнаказанными. Едва ли прошёл век с момента первого космического полёта, а человек уже думает, что он везде побывал – и раз он нигде не видел Бога, то Его вроде как и нет вовсе, а значит, всё дозволено. Как бы всемогущие люди-машины, живущие в небе над нашими головами – какая гнусная пародия на истинных жителей Царствия Небесного!

Гордыня человеческая выросла настолько, что уже хочет дотянуться до самих звёзд. Но зачем? Что люди там потеряли? Разве на Земле мало проблем? Разве уже побеждено зло? Человек не ждал милостей природы, он учился ею управлять. Учился на самом себе, но чему можно научиться у бесконечно далёких и чуждых нам звёзд? Д-р Фалле не без оснований задает вопрос, не служит ли идея «космических путешествия» для прикрытия и маскировки реальной, бесконечно более сложной технологии контроля умов? Он утверждает, что «мы имеем дело не с планами покорения космических пространств, а идущими одна за другой волнами нашествий из мира потустороннего, мы имеем дело с системой контроля». Доктор Фалле пишет, что «то, что происходит с человеком, когда он окунается в космос, можно назвать контролированием человеческих верований». И ещё: «всё большая часть молодых людей увлекается космосом, неизведанными далями, новыми областями наук. Появляется все больше книг и статей, изменяющих нашу цивилизацию». Но зачем стремиться за истиной так далеко, когда она так близко? Достаточно заглянуть в Книгу книг и принять Его Слово. Помните, что наука взбирается по крутым склонам горы Истины — и когда она туда доберётся, то с досадой увидит лишь теологов, давно и спокойно там обосновавшихся.

Кстати, очень давно и не нами подмечено, что бывает весьма поучительно присмотреться к тому языку, на котором говорят люди и к тем изменениям в нем, которые происходят со временем. Так, например, поразительно поменяло свой смысл слово «прелесть». То самое явление — страшное и отвратительное, которое имеет следствием извращение всей жизни и вечную погибель, рассматривается теперь как высшая степень эстетического наслаждения, как высшая похвала в чей бы то ни было адрес, как предмет для поклонения, которому с радостью покоряются. Современный человек не только не прочь, но и жаждет чем-нибудь прельститься. Звёзды для потерянных нами детей стали той «прелестью», которая увлекла их в свои гибельные сети, оторвала от родительского дома и забросила в холодную пустоту, очернив и остудив их души.

Ради чего люди готовы отказываться от обычных для любого землянина удобств и жить в отрыве от родной планеты? Ведь не ради Господа нашего всё это, совсем не ради Него. Это святые подвижники истязали свою плоть и отказывались от благ цивилизации, чтобы быть ближе к Господу нашему, а эти «мечтатели» уходят от Него всё дальше. Ведь разве не похожа эта одержимость на другую одержимость, известную нам издревле? Ведь разве не понимаем мы, что оторванный от дома человек особенно уязвим для нашего извечного врага? И разве не ясно нам, что человек, не вмещающий божественную благодать, становится сосудом для совсем иных материй, имя которым – легион? Разве не очевидно, что сонмы демонов уже угнездились там, среди холодных светил, и их алчные взоры нацелены на оставшееся здесь человечество? Их пришествие всё ближе, сумерки человечества сгущаются и слышно уже предвестие скорого конца.

Существует ли связь между проникновением людей в просторы Вселенной и появлением демонов в нашем мире? Да, в этом нет никаких сомнений — здесь имеется самая прямая связь. Первые полеты советских космонавтов одной из своих целей ставили доказать, что нет Бога, нет Царства Небесного. Вообще, космонавтика — это убедительное свидетельство бесконечной гордыни, упадка духовности и утраты человечеством христианских ценностей. Потеря же тысячами людей христианской веры и благочестивого образа жизни весьма сблизила их с демонами. Нечистые духи непрестанно ведут брань против рода человеческого, а падшие души для них самое лучшее лакомство. Спаситель научил нас, что бесовский род изгоняется и побеждается постом и молитвой, этим же духовным оружием люди крепко посрамляли бесов в прежние времена. Теперь у большинства людей духовная жизнь или совсем отсутствует, или слишком слабая, и о каком решительном противодействии диаволу тут можно говорить? Вот и наступают силы ада на человечество.

«Как жить христианину в современном мире?"» — вот вопрос, который часто задают люди в последнее время (в последние, то есть, времена). Много говорится о извращённых соблазнах и отвратительных безумствах современности, о развратном и лукавом духе века сего. И надо понимать, что дух этот – не просто такой красивый литературный оборот, а весьма активная сила, ни на минуту не прекращающая свою деятельность! С другой стороны расширяются и масштабы живительного влияния Святой Церкви на нашу жизнь, на духовную атмосферу в обществе. Восстанавливаются и строятся Божьи храмы, открываются воскресные школы, всё больше появляется христианских ресурсов и бродкастингов в Сети, все чаще можно слышать о примерах совместной работы церковных структур и государственной власти для уврачевания социальных недугов, так что некоторым глупцам уже чудится огосударствление Церкви... На космодромах, которые используются в настоящее время для стартов космических кораблей и орбипланов, существуют и действуют храмы, в которых совершаются богослужения перед началом каждого полета, а люди, отправляющиеся на орбиту, могут получать благословение священнослужителей.

Но отношение христианина к миру не может и не должно изменяться от того, что в этом мире появились и действует Сеть, космонавтика, внеземные человеческие поселения, импланты, а также случилась легализация клонирования, модификаций, искусственных форм жизни и прочих извращений природы. Христианство всегда было, есть и будет до скончания века «царством не от мира сего», а предназначением Церкви Христовой всегда было и останется вовеки управление человека к жизни вечной. Если при этом христианство еще и породило великую европейскую цивилизацию, если Церковь во многом одухотворила и облагородила земную жизнь людей, и, как это не странно, позволила человечеству выйти в космос, то это не должно все-таки заслонять ее исконного устремления: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Вот оно все и приложилось, но приложилось именно потому, что искали прежде всего «Царства Божия и правды Его», а не материально-технического прогресса и культурных достижений.

Мир лежал во зле во всю историю человечества и будет во зле лежать до конца времен, опрокинутый в пропасть греха нашим богоотступничеством. А потому гибельно для человека привязываться к этому миру, вписываться в его структуры, «быть в обойме» у него. Сам мир — не зло, но он во зле лежит, все в нем - творение Божие, «и се добра зело» (Быт. 1, 31), а согрешивший человек богозданным миром заслоняется от Бога. Но попытки вне Бога оборвать связи с этим миром ещё пагубнее! Отойдя от своей природы и не придя к Богу, человек тут же попадает в когти к Врагу Человечества, прельщающему заблуждающихся блеском звёзд, потакающему гордыне, сулящему несметные богатства и неограниченные возможности. Ничего такого он не может предоставить, это всё иллюзии, которыми устлан путь в бездну греха. Истинные богатства обретаются не силой плотского разума, а силой духа, отрекающегося от плотского. Но не так, как это делают модифицируемые! Они, как было сказано, отрекаются от плотского вовсе не для того, чтобы идти к Богу, а чтобы самим стать, как боги. О, какое наивное заблуждение, как легко в него впасть!

Быть «не от мира сего» — естественное состояние настоящего христианина. Но быть «не от сего» надо именно в том смысле, который вкладывали в него святые – быть не связанным грубой материей, а быть свободным духом, в единственном услужении Господу нашему. И при этом должна быть некоторая степень юродства, как неотъемлемая черта духовного здоровья человека, так же как пост и молитва. Есть великие постники и молитвенники, есть великие юродивые, поднимающие эти духовные добродетели на уровень подвига, но хоть немножко поститься, хоть немножко молиться, хоть немножко юродствовать необходимо всякому. Не тратить время на бесплодные мечтания о несбыточном и недостижимом, а молиться, поститься и смотреть по Сети «Радонеж». Речь идет о том, что мир, поврежденный грехом, был и останется безумным, ненормальным, и с точки зрения «массового», извращенного сознания настоящая норма человеческой жизни, то есть святость, всегда смотрится каким-то глупостью и анахронизмом.

Стоит ли Церкви, уже обозначившей своё мнение по вопросам новых технологий, вмешивающихся в рождение, жизнь и смерть, – дел, имеющих прямое отношение к нашему спасению, – ввязываться в научные дебаты о глубоких модификациях, имплантах, гибернации, поисках землеподобных планет и их возможных обитателей, о межзвёздых путешествиях? Ведь это так далеко от вопроса спасения, главного вопроса, должного волновать Церковь!

Но именно в этих деталях и кроется дьявол, предлагая, вопреки Апостолу, источник, из которого течёт и сладкая, и горькая вода (Иак. 3:11). Если в мороженое добавить жгучий перец, то, попробовав такой продукт, вы поначалу не почувствуете горечи – холод ингибирует рецепторы горького вкуса. Но стоит подержать мороженое во рту, как оно растает, потечёт вниз, а во рту резко появится острая горечь. Не таким ли необычным мороженым мы пытаемся накормиться? Не обнажатся ли проблемы спасения, отношения человека с Творцом, места человека в творении Божьем, если сдёрнуть завесу научных терминов и благих помыслов?

Помыслы же и вправду кажутся благими большинству светских людей – избавить больных от страдания в ближайшей перспективе, избавить человека от слабости и несовершенства в дальнейшем, дать человечествую новое место для жизни, новые возможности, новые технологии. Однако, известно, куда вымощена дорога благими помыслами, и Церковь во все века подходила к страданиям, болезням и земному могуществу двояко.

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится... Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:13-15).

Христианство никогда не было противником науки и не считало новые дисциплины человеческого знания чем-то богопротивным и неестественным. Более того, христиане видели в науке необходимый и Богом дарованный противовес иным технологиям, существовавшим наравне с ней: гадалками, колдунами и прочими. Интерес христианства к наукам, к правильному лечению человеческого тела и облегчению его страданий не случаен, а исходит из любви к ближнему и стремлению спасти тело, не губя душу.

И совсем не случайно то, что многие научные открытия совершались в стенах монастырей, бережно сохранявших и приумножавших знания – как новые, так и древние. Множество учёных – математиков, физиков, астрономов и даже генетиков – были ещё и богословами. Лишь те, кто стремился к могуществу духа, получали ещё и могущество мысли. Когда были изобретены очки, первыми их пользователями стали монахи-книгочеи. Церковь не противилась так же слуховым рожкам, зубным коронкам, протезам и другим средствам для исправления недостатков человеческого тела, не противилась она переливаниям крови, пересадкам кожи и операциям на сердце. Церковь всегда покровительствовала наукам, давая умиротворённый приют мыслителям.

Однако на пути к исправлению недостатков, можно устремиться вместо Богочеловечества к телесному Ubermensch, к супермэнам и киборгам. Многие уже идут по этому пути, изменяя свойства своих тел при помощи химии: допинга, стероидов, даже злоупотребление антидепрессантами может быть отнесено туда же. Многие так же изменяют своё тело, допуская импланты и модификации. Мало кто нынче удивляется тому, что полностью парализованный человек может спокойно жить в иллюзорном мире Сети, попутно работая, скажем, оператором тяжёлой строительной техники или даже космическим пилотом, как несчастный Джеффри Маннергейм, упомянутый в начале статьи. Давно образовалось и опасно окрепло целое течение трансгуманизма, претендующего на звание философского учения. Трансгуманисты твердят о необходимости при помощи технологий (нанотехнологий, биотехнологий, роботехники, информационных и когнитивных технологий) увеличить продолжительность жизни, здоровье и человеческие способности. «Мы поддерживаем развитие и доступ к новым технологиям, которые разрешат всякому наслаждаться лучшим разумом, лучшим телом и лучшей жизнью. Другими словами, мы хотим, чтобы люди были лучше, чем хорошими», написано на их сайте. И, заметьте – ни слова о Боге! Совершенно ясно, кто именно нашёптывает трангуманистам эти слова гордыни.

Технологии (как современные, так и те, что сейчас только развиваются в лабораториях) способны уже сейчас или в самые ближайшие десятилетия не только преобразить нормальное течение человеческих поколений, но и исказить самого человека, контролируя его здоровье через импланты (вдобавок к обычным вирусам мы вынуждены вовсю бороться с компьютерными, а ведь это только самое начало!), придавая ему новые, невиданные раньше свойства (дышать под водой или на Марсе, летать или впадать в спячку на долгие годы), отделяя его сознание от тела механическим путём, и, в итоге, лишая его «образа и подобия» Божьего. К чему или кому все эти ужасные извращения Божественного замысла нас приведут? Не так уж и сложно догадаться, на самом-то деле. И надо нам всем понять одну простую вещь: над нашими головами вовсе не научный эксперимент затевается, а строится гигантский жертвенник, откроющий однажды врата Геенны Огненной, из которой с жуткими стонами, улюлюканием и завываниями обрушатся на нас все самые ужасные демоны из самых глубин Ада.

Пора нам подумать, хотим ли мы этого?